Кострома. Церковь Александра
и Антонины в Селище
Церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в селе
Селище была построена в 1786 году. Село Селище, ныне вошедшее в
состав Костромы, располагается на берегу Волги прямо напротив
Ипатьевского монастыря. Есть
предположение, что в XIV веке на этом месте располагался древний
Александровский монастырь, который просуществовал достаточно недолго
и позднее его храмы были обращены в приходские. В XVI веке эта
местность упомянута в документах как село Новое Селище, а в XVII
веке – как вотчина князя И.М.Глинского. Тогда в ней и упомянута
деревянная церковь «Александра и Онтониды», вместе с еще двумя –
«зимней» Георгиевской и обветшавшей Ильинской. Вероятно, деревянная
Александровская церковь была шатровой и довольно большой, главной во
всем храмовом ансамбле. В этом самом селе ночевало 13 марта (по
старому стилю) 1613 года Земское посольство, прежде чем прибыть в
Ипатьевский монастырь и обратиться к
Михаилу Романову с предложением царского престола.
В XVIII веке Селище
неоднократно меняло владельцев, в нем находилось сразу четыре
усадьбы. В 1786 году вместо деревянной в Селище была построена
каменная церковь в стиле провинциального барокко с элементами
классицизма. Средства на постройку выделили местные помещики:
генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик
Василий Данилович Каблуков и «вдова-дворянка» Прасковья Степановна
Поливанова. По-видимому, тогда или даже раньше исчезли из Селища две
других церкви, так как в новой были устроены одноименные им приделы
− Георгиевский и Ильинский. Георгиевская церковь упомянута в описи
за 1777 год, а об Ильинской еще в XVII веке говорилось, что она
«ветха и стоит без верха», так что можно предположить, что после
этого простояла она недолго. Основной объем храма достаточно
традиционный, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», с
круглыми люкарнами в куполе и одной небольшой главкой. Очень широкий
восьмерик выглядит несколько громоздко на невысоком четверике. К
основному объему с запада пристроена очень просторная трапезная, а к
ней – двухъярусная колокольня со шпилем. Немного позднее, в начале
XIX века, вокруг церкви была выстроена каменная ограда со Святыми
воротами.
В XIX веке Селище
располагалась усадьба Мягковых, наследников поручика Каблукова,
который отдал усадьбу в приданое своей дочери. Сын Марии Васильевны
Каблуковой-Мягковой, Василий Николаевич Мягков, возвратился в свое
имение с войны 1812 года в чине полковника в отставке в 1816 году.
Спустя 10 лет он занялся возведением в селе второго храма,
посвященного Василию Блаженному, о постройке которого задумывался
еще в XVIII веке его дед. Храм освятили в 1831 году, и он стал
одновременно и фамильной усыпальницей Мягковых. Однако спустя еще 10
лет храм сильно пострадал в пожаре и был отремонтирован и заново
освящен в 1842 году (эту дату часто ошибочно указывают как год
постройки храма). К сожалению, храм Василия Блаженного в Селище до
наших дней не сохранился − в советское время он вместе с сельским
кладбищем был бесследно уничтожен.
Владельцы усадьбы в
Селище, Мягковы-Купреяновы (две эти местные семьи в XIX веке
породнились между собой), сыграли значительную роль в жизни села: в
их усадьбе собирались многие люди искусства. Родственником
Мягковых-Купреяновых был известный литературный критик и публицист
второй половины XIX века Николай Константинович Михайлóвский, много
лет подряд каждое лето приезжавший в гости к сестре в Селище. Вместе
с ним в усадьбе гостили его друзья-народники: Г.И.Успенский,
В.Г.Короленко, Н.Г.Гарин-Михайловский, Д.Н.Мамин-Сибиряк и др.
Художник-график Н.Н.Купреянов не раз рисовал виды Селища, в том
числе и замечательно живописно стоящую церковь Александра и
Антонины.
В 1898 году хозяин
усадьбы Г.В.Мягков открыл при поместье народный театр, который
просуществовал вплоть до 1930-х годов. А в 1910 году в усадьбе
Мягковых открылась сельская библиотека, которой дали имя
Михайловского, а в советское время «переименовали» в библиотеку
имени Луначарского. Когда Михайловский умер, его сестра перевезла в
Васильевскую церковь все венки с могилы брата, и они находились в
церкви до самого ее сноса. К сожалению, имя Михайловского не могло
защитить церковь Василия Блаженного в Селище от разрушения.
В начале XX века село
Селище заметно разрослось, помимо крестьян здесь появилось много
ремесленников, фабричных рабочих. Приход еще в XIX веке был так
велик, что в храме служили двое священников.
В советское время для
храма наступили тяжелые времена, в 1922 году из него, как и из
многих храмов, были изъяты ценности. Все окрестные селищенские
усадьбы были заняты под нужды новых властей, кроме усадьбы Мягковых,
которая в память о Михайловском была оставлена хозяйкам, его
племянницам, в пожизненное владение. Другие же потомки Мягковых были
вынуждены эмигрировать.
В 1929 году закрыли
церковь Василия Блаженного, оставив верующим, несмотря на их
просьбы, только один храм – Александро-Антониновский. Из
Васильевской усыпальницы перенесли на сельское кладбище прах всех
погребенных там владельцев усадьбы, так как в здании церкви
предполагалось устроить рабочий клуб. Вскоре, в 1930 году, с
колокольни Александровского храма были сброшены колокола; владелиц
усадьбы отправили в ссылку в Архангельск, а дом Мягковых
переоборудовали под квартиры для рабочих. Васильевскую церковь,
несмотря на устроенный в ней клуб, в 1934 году снесли. В то же время
был арестован настоятель храма, очень уважаемый и почитаемый
жителями о.Павел Острогский. Однако храм не закрыли, в нем,
единственном во всем Заволжье, продолжались вестись службы. Во время
войны и некоторое время после победы давление на церковь ослабло, и
настоятель церкви в Селище, о.Иоанн Костин, даже сумел сделать
невероятную по дерзости вещь – собрал несколько колоколов на
колокольне храма.
В 1980-х годах, с
началом перестройки, жизнь прихода стала намного легче. Исчезла
вечная угроза закрытия храма, а с начала 1990-х годов, когда стали
возвращать верующим уцелевшие церкви, от прихода храма Александра и
Антонины стали отделяться и возвращаться к своим историческим храмам
жители Заволжья. 7 мая 1993 года храм посетил Патриарх Алексий II.
Сейчас при храме действует воскресная школа, издается газета
«Православный собеседник».
К сохранившимся святыням добавилась еще одна, подаренная
настоятелем церкви Мартина Исповедника в Турине, − частица мощей св.
Александра. И снова, как и до революции, в Александров день сюда
приносят чтимую Костромскую святыню – Федоровскую икону Божией
Матери.
Адрес: Кострома, ул. Верхне-Селищенская, 35-а
Телефоны: (4942) 43-33-91
Сайт:
http://www.alant.orthodoxy.ru/
|