В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

  

Кострома. Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь в Костроме    Лучшее украшение города, его, можно сказать, «визитная карточка», по которой Кострому невозможно не узнать всегда и везде − это Ипатьевский монастырь. Он был основан в 1330-х годах на впадении в Волгу реки Костромы. С основанием монастыря, как водится, связана легенда, согласно которой на том месте, где теперь сверкают золотые купола собора и высятся островерхие башни ограды, остановился на пути из Золотой Орды в Москву знатный татарский мурза по имени Чет. Чет направлялся на службу к Ивану Калите, но по дороге тяжело заболел и остановился здесь, ввиду города Костромы. Ночью ему было видение − Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богородица сказала Чету, что тот выздоровеет, приняв христианство. Чет крестился в христианскую веру и на месте, где ему было видение, основал монастырь, посвятив его великомученику Ипатию епископу Гангрскому (жил в IV веке н.э. в городе Гангры в Малой Азии и в 326 году был убит последователями арианского еретического учения; после смерти его мощи стали чудотворными). От мурзы Чета ведется родословная одних из самых знатных и знаменитых боярских родов на Руси – Годуновых. Они и покровительствовали монастырю на протяжении столетий, здесь же была устроена фамильная усыпальница Годуновых.
    Есть и вторая версия возникновения Ипатьевского монастыря. По ней, основателем монастыря был младший брат Александра Невского, Василий Ярославич Квашня, великий князь Владимирский. Князь Василий предпочитал жить не в своей столице, а в Костроме (он же поставил первую деревянную церковь Воскресения на Дебре). Он же в 1275 году предположительно основал за рекой Костромой монастырь как крепость, которая могла бы защитить в случае нападения город с северной стороны.
    Долгое время монастырь жил тихой и скромной жизнью. В летописи под 1435 годом он упоминается как место заключения мира между московским князем Василием Темным и Галицким князем Владимиром Косым. Это первое упоминание обители в сохранившихся до наших дней летописных источниках, но очевидно, что к моменту, названному в летописи, монастырь уже существовал не первый год и имел определенный вес, − недаром он был выбран для такого важного события, как примирение враждующих князей.
    Расцвет обители приходится на XVI век. В это время костромской род бояр Годуновых набирает большую силу, становится одним из богатейших на Руси, и для упрочения своего положения Годуновы начинают благоустраивать Ипатьевский монастырь как собственную родовую обитель, чтобы показать свою родовитость и знатность.
    Монастырь, бывший прежде деревянным, при Годуновых активно застраиваетсяИпатьевский монастырь в Костроме. Троицкий собор каменными зданиями. Возводится большой Троицкий собор (полностью перестроен в середине XVII века), монастырь окружает новая каменная стена с башнями, жилые корпуса с кельями, настоятельские покои, хозяйственные постройки (кладовые, поварня, погреба). Это так называемый «Старый город». Помимо денег на строительство, монастырь получает также земельные владения – несколько деревень и сел, подворье в Москве. Некоторое время монастырь даже назывался Лаврой.
    В Смутное время, в мае 1609 года, Ипатьевский монастырь был захвачен отрядом польских войск под предводительством воеводы Вельяминова. Войска ополченцев осадили монастырь, чтобы взять поляков измором; вокруг монастыря был выкопан широкий ров. Наконец в ночь с 24 на 25 сентября 1609 года служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин подвели под стену монастыря подкоп и взорвали ее при помощи бочки пороха. Оба героя при этом погибли, но монастырь был взят. Это сильно облегчило задачу костромского ополчения, которое теперь, не имея за спиной запершегося в монастыре врага, могло спокойно идти на помощь остальным войскам.
    В Ипатьевском монастыре скрывался от поляков избранный на царство молодой князь Михаил Романов с матерью (по другим источникам, Романов еще не был избран на царство). До этого они жили в своей вотчине в селе Домнино, откуда им пришлось бежать после того, как в костромских лесах появился отряд поляков, намеревавшийся захватить Михаила Федоровича. Благодаря подвигу Ивана Сусанина поляки не дошли до Домнина, но стало ясно, что новоизбранному царю безопаснее находиться под защитой прочных монастырских стен. О подвиге крестьянина Михаил Романов узнал только спустя несколько лет после окончания войны, в 1619 году. Прах Ивана Сусанина по повелению царя был перенесен в Ипатьевский монастырь, а его потомки пожалованы землями. В середине XIX века в Костроме был поставлен памятник герою-крестьянину.
Ипатьевский монастырь в Костроме. Троицкий собор    Под покровительством царской семьи Ипатьевский монастырь, прозванный «колыбелью Дома Романовых», по-настоящему расцвел. Были восстановлены разрушенные войной стены, выстроены новые здания и храмы.
    Построенный Годуновыми в 1590 году Троицкий собор рухнул от взрыва пороха, хранившегося в подвалах под собором. ЭтоИпатьевский монастырь в Костроме. Усыпальница Троицкого собора произошло в 1649 году, а в 1650 году уже началось строительство нового храма. По распоряжению Алексея Михайловича, он должен был быть выстроен по образцу Успенского собора в Ярославле. Мощный крестово-купольный объем собора очень высок, окружен двухъярусной галереей, на второй этаж которой ведет крыльцо в один пролет, с островерхим шатром. Собор венчают пять глав на узорчатых световых барабанах. В подклете собора в 2001 году была обнаружена усыпальница, и исследователи полагают, что это может быть фамильный склеп Годуновых, который в течение 200 лет не могли отыскать археологи.
    Росписи папертей начались сразу после завершения строительства, в 1652-6153 годах, молодым мастером Гурием Никитиным. Стены собора и галерей были расписаны в 1685 году в один сезон артелью костромских живописцев под Ипатьевский монастырь в Костроме. Иконостас Троицкого собораруководством известнейших мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, работавших во многих русских городах: в Москве, в Суздале, в Ярославле. К сожалению, до нас дошли далеко не все фрески этих замечательных художников: многие были закрашены, испорчены грубыми поновлениями, и лишь часть их удалосьИпатьевский монастырь в Костроме. Фреси Троицкого собора восстановить. Зато в соборе сохранился богатый резной иконостас, выполненный в стиле барокко в 1756-1758 годах артелью мастеров под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова из костромского посада Большие Соли. Завершение центральной части иконостаса − подарок императрицы Елизаветы Петровны, оно было сделано в Петербурге и прислано в дар монастырю. От первого каменного собора сохранились три массивные двери, пострадавшие при взрыве, но отреставрированные. Они были выполнены в технике «огневого золочения», применявшейся достаточно редко. Сейчас они выставлены в музее. В 1913 году, к празднованию 300-летия Дома Романовых, галереи собора были заново расписаны.
    Рядом с собором стоит высокая звонница, построенная еще во времена Годуновых, по заказу Дмитрия Годунова, в 1601-1604 годах. Первоначально была выстроена только южная часть, собственно звонница. При Михаиле Федоровиче Романове к звоннице был Ипатьевский монастырь в Костроме. Звонницапристроен столп колокольни с часами. Такая практика расширения звонницы уже была при Романове опробована в Москве при перестройке Ивана Великого. Пристройка украшена небольшим узким шатром с люкарнами и маИпатьевский монастырь в Костроме. ленькой главкой с крестом. От часов же сейчас ничего не осталось, но виноваты в этом не советские музейщики, а монастырская братия, при которой к 1912 году от часов осталась только груда металлолома. Сейчас звонница снова действует, и самый большой колокол на ней − дар Принца Кентского Майкла, одного из потомков Романовых. На звонницу открыт доступ для посетителей музея.
    В те же годы территория монастыря расширяется, образуется «Новый город» − новая часть обители, прирезанная к старой с западной стороны. Работами руководил костромской мастер-каменщик из Богословской слободы Андрей Андреев сын Кузнец. Стены и башни монастыря были значительно укреплены, надстроены и больше приспособлены для обороны, нежели раньше. К счастью, проверить их боеспособность так и не пришлось. Зато остались массивные и красивые стены, истинное украшение которых − западная «Зеленая» въездная башня работы Андрея Кузнеца, получившая свое прозвание из-за зеленой поливной черепицы, которой покрыт ее шатер. Тогда же, в середине XVII века, перестраиваются и объединяются в единый комплекс разрозненные монастырские кельи и хозяйственные постройки, − все они образуют большое протяженное здание, Г-образное в плане.
Ипатьевский монастырь в Костроме. Архиерейский корпус    По-настоящему выдающееся здание монастыря – архиерейский корпус с домовой церковью,Ипатьевский монастырь в Костроме. Екатерининские ворота расположенный в северо-западной части монастырской территории. Он был построен в камне в XVI веке, надстроен и капитально перестроен в XVII и XIX веках. На наиболее древний первый этаж были поставлены еще два, а в 1840 году было решено устроить внутри домовую церковь Хрисанфа и Дарии. Церковь была частично выстроена по проекту К.А.Тона, но вскоре обрушилась и была восстановлена только в 1868 году по проекту губернского архитектора Григорьева. Церковь была надвратной, хотя сейчас в ее арку никто не проходит… Туристы попадают на территорию обители через Екатерининские ворота, прорубленные в северной стене специально к приезду Екатерины II в 1767 году. Ворота выполнены в любимом императрицей стиле барокко, а над аркой помещен личный вензель Екатерины II.
    У западной стены монастыря находятся палаты бояр Романовых. Такое наименование было им дано после того, как здесь некоторое время жили Михаил Романов с матерью Марфой, скрываясь от преследований поляков. В 1863 году по повелению АлекИпатьевский монастырь в Костроме. Печи в палатах Романовыхсандра II палаты были «реставрированы» архитектором Ф.Рихтером, которому было поручено максимально подчеркнуть тот факт, что это именно царские палаты. Поэтому бывший келейный корпус был значительно украшен по образцу палат в Московском Кремле. Были сделаны Ипатьевский монастырь в Костроме. Печи в палатах Романовыхукрашения из изразцов: ими покрыли печи и частично стены внутри палат.
    Покровительство сначала Годуновых, а потом и правящей династии Романовых, позволило монастырю не только отстроиться в камне, но и собрать очень большую библиотеку, в том числе и древних рукописей. Именно здесь в начале XIX века был найден старейший список Ипатьевской летописи (название она и получила по месту обнаружения) − одного из важнейший документов русской истории.
    В монастыре развивалось множество промыслов: иконопись, различные рукоделья. Сейчас многое из того, что производилось здесь, хранится в костромском музее.
    В советское время монастырь был закрыт. Ему повезло − несмотря на то, что он был самым прочным образом связан с фамилией русских императоров, его неИпатьевский монастырь в Костроме.Ворота сравняли с землей. Наоборот − здесь открыли большой Костромской историко-архитектурный музей-заповедник (конечно, не связанный с царской семьей). На территории Нового города разместили большой музей деревянного зодчества, который со временем расширился за пределы стен. Со времени передачи монастыря РПЦ музей деревянного зодчества окончательно вынесен с территории обители. Здания монастыря были отреставрированы, части из них возвращен первоначальный вид, они были освобождены от позднейших напластований. Сейчас монастырь снова действующий, но музейная часть в нем сохранилась, так что он может быть интересен не только верующим, но и людям, желающим познакомиться с историей Костромы и ее окрестностей.


Адрес: Кострома,  Ипатьевская слобода, ул. Просвещения, 1
Телефоны:
    Наместник - (4942) 31-75-91;
    Братский корпус - (4942) 57-87-69;
    Паломническо-туристический отдел - (4942) 31-25-89.
Сайт: http://ipatievsky-monastery.ru/